23:30:44
11 апреля 2021 г.

И никаких поборов!

ЖКХПроблемы взаимоотношений внутри ЖСК, ТСЖ постоянно всплывают на редакционных круглых столах. Жители жалуются на произвол председателей, а те – на несознательных жителей. И дело чаще не в том, что характерами кто-то с кем-то не сошелся. Истина в рубле. Председатели рисуют в квитанциях все что им захочется, а граждане в ответ бастуют: отказываются платить, жалуются властям, подают в суд.

Разного рода дополнительные платежи в домах ЖСК, ТСЖ всегда вызывают недовольство жителей. Называют их по-разному – расходы на содержание правления,
управленческие расходы, и вменяют даже тем, кто не является членом ТСЖ или ЖСК. Мы давно уже вместе с экспертами, жилищными активистами пытаемся разобраться в том, должны ли оплачивать их не члены.

Сколько людей, столько и мнений. Председатель одного ЖСК подала в суд на двух собственниц. Будучи исключенными из членов кооператива, они отказались оплачивать управленческие расходы, вычеркивая их из платежки. Председатель суд выиграла, сославшись на решение общего собрания по установлению этих расходов. В подтверждение своей правоты принесла постановление Конституционного Cуда РФ от 3 апреля 1998 года № 10-П. В п. 5 сказано: «отказ части домовладельцев от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации».

Такое же мнение не раз высказывали с трибун и авторитетные жилищные общественники. Если ты поселился в доме, где образовано ЖСК или ТСЖ, то обязан быть его членом. Ссылались на зарубежную практику – во многих странах при покупке квартиры в ТСЖ человек автоматически становится его членом. Наше законодательство, и в первую очередь Конституция РФ, все же дает человеку право выбора. Никто не вправе принудить гражданина вступать в какую-либо организацию. Да и в упомянутом постановлении Конституционного Суда (п. 3) сказано, что членство в товариществе является вторичным по отношению к праву собственности. То есть прежде всего ты собственник, а уж потом – член или не член ТСЖ. В ст. 143 Жилищного кодекса эта свобода выбора закреплена. Членство возникает только на основании заявления гражданина и прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов.

Из логики ст. 155 Жилищного кодекса (п. 5, 6) следует, что в доме, где создан потребительский кооператив, его члены вносят обязательные платежи и целевые взносы по решению общего собрания. Не они оплачивают жилищно-коммунальные услуги по договору с кооперативом. На них не распространяется обязанность платить членские и целевые взносы, то есть любые дополнительные платежи.

Докопался до истины

Наш читатель Юрий Семин не является членом ЖСК «Винница». Однако правление включает в его платежку дополнительный взнос «расходы на управление» (в 2008 году он составил 4,34 руб./кв. м). Что он, собственно, с тех пор и оспаривает. Дело в том, что ЖСК получает бюджетную субсидию из городского бюджета. А право на нее кооператив имеет только в том случае, если для расчета с гражданами применяет цены правительства Москвы (22,92 руб./кв. м в 2010 году). Цена за содержание и текущий ремонт общего имущества и так включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом. Выходит, Юрия понуждают платить за одно и то же дважды?

Он сделал запрос в Департамент экономической политики и развития города Москвы. Руководитель Марина Оглоблина подтвердила, что регулируемые столичным правительством цены за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также ставки планово-нормативного расхода, исходя из которых выделяются субсидии управляющим организациям, учитывают расходы по управлению многоквартирным домом.

Ставки планово-нормативного расхода утверждены постановлением правительства Москвы от 2 февраля 2010 года № 98-ПП, и в приложении к нему расписано подробнейшим образом, что в них входит. Кроме услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, в них учтены расходы по вывозу и обезвреживанию мусора, оплата электроэнергии, расходуемой на работу инженерного оборудования и освещение мест общего пользования. Тут же услуги аварийной службы, технический учет и техническая инвентаризация, амортизация машин, оборудования, инвентаря, помещений и даже уплата НДС.

Иными словами, зарплату председателя ЖСК, бухгалтера, юриста, обслуживание оргтехники, расходы на телефон и даже скрепки Семин оплатил в составе цены правительства Москвы – 22,92 руб./кв. м. Заставляя вносить дополнительные расходы на управление, ЖСК, по сути, рискует остаться без бюджетных субсидий!

Примите к сведению

Ах, если бы этого не понимало только правление кооператива «Винница»! Дополнительные взносы, а проще говоря, поборы – явление обычное для большинства ЖСК и ТСЖ. И не в каждом доме есть собственники вроде Юрия Семина, способные довести дело до суда, привлечь внимание чиновников. В ответ на его обращение, а также на многочисленные жалобы жителей домов ЖСК, ТСЖ, заместитель руководителя ГУ «ИС города Москвы» Андрей Чечин счел необходимым дать подробные разъяснения для председателей правлений товариществ и кооперативов. Итак, авторитетно и дословно:

При управлении домом специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК, ЖК) собственники помещений вносят следующие платежи:
– члены кооператива вносят обязательные платежи, членские, вступительные и иные взносы, которые относятся к целевым поступлениям и не регулируются постановлением правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. № 1294-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год»;
– не являющиеся членами кооператива вносят платежи за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги, попадающие под действие постановления правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. № 1294-ПП, и прочие услуги, не относящиеся к жилищно-коммунальным.

Основанием для применения в расчетах с собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК, ЖК), цен за содержание и ремонт жилых помещений, установленных для населения правительством Москвы, является отсутствие согласованного решения общего собрания собственников помещений (даже не членов ТСЖ) многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.

На основании вышеизложенного возможно сделать следующие выводы о правомерности действий специализированных потребительских кооперативов (ТСЖ, ЖСК, ЖК) по сборам дополнительных платежей с собственников помещений с учетом применения цен, установленных правительством Москвы и получения бюджетной субсидии на содержание и ремонт общего имущества МКД.

1. Специализированный потребительский кооператив (ТСЖ, ЖСК, ЖК) имеет право собирать дополнительные платежи в виде целевых сборов только с членов кооператива при условии, что эти сборы не используются для оплаты расходов, перечисленных в п. 2 примечания в приложении к постановлению правительства Москвы от 2 февраля 2010 г. № 98-ПП.

Среди перечисленных: управление многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, исходя из перечня услуг, указанного в приложении к примерному договору на предоставление субсидий (постановление правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП).

2. Документами, подтверждающими использование дополнительных целевых сборов на оплату расходов, не связанных с перечисленными выше, могут являться:
– выписка из протокола общего собрания собственников помещения с записью о не принятом решении о величине платы за содержание и ремонт жилого помещения;
– выписка из протокола последующего общего собрания членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК) с записями о принятых решениях:
по утверждению годового плана о финансовой деятельности, рассчитанного с учетом цен, утвержденных правительством Москвы
по установлению размера дополнительных целевых сборов с членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК)
по утверждению Положения о расходовании дополнительных целевых сборов.
– копии платежных документов, направляемых собственникам помещений в МКД;
– копии реестра членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК) и копии заявлений о вступлении в члены кооператива.

3. Подтвержденный факт использования дополнительных целевых сборов с членов специализированного потребительского кооператива на оплату расходов перечисленных в п. 1, является основанием для принятия решения окружными инженерными службами о приостановке выплаты бюджетной субсидии.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация