23:30:44
11 апреля 2021 г.

В эпицентре переселения

Жилищные программыПереселение москвичей из ветхих и аварийных домов – важная составляющая социально ориентированной жилищной политики города. На особом контроле – снос пятиэтажек первого периода промышленного домостроения. Отвечает за эту работу в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы специальное подразделение, которое сегодня представляет начальник Управления реализации программ переселения Владислав Иванов.

У каждого дома своя судьба

– Владислав Николаевич, расскажите о задачах управления по переселению. Когда оно создано и какими законами руководствуется?

– Основные задачи нашего управления – координация работы в административных округах по освобождению жилых помещений и многоквартирных домов, подлежащих сносу, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту. И предоставление отселяемым жителям других благоустроенных жилых помещений.

Управление не новое. Как с 90-х годов прошлого века началось переселение, так и появилось подразделение, которое занимается этими вопросами. Разве что менялось его название. А руководствуемся мы Жилищным кодексом РФ и Законом столицы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

– Каким образом дом может попасть в план по отселению?

– Для этого нужен как минимум распорядительный документ правительства Москвы о реконструкции, капитальном ремонте дома с отселением жителей. Как правило, под эти основания подходит комплексная реконструкция районов. Второе – признание дома аварийным. Третье – перевод всех помещений в доме в нежилой фонд. Четвертое – изъятие земельных участков для государственных нужд.

Мы ведем работу с тремя категориями домов: с пятиэтажками так называемых сносимых серий, которые определены в постановлении правительства Москвы от 6.07.1999 № 608 – К-7, II-32, 1605-АМ, 1МГ-300, II-35, аварийными строениями и домами, подлежащими реконструкции в соответствии с распорядительными документами правительства Москвы. Имеется в виду комплексная реконструкция, в которую попадают районы с домами сносимых и не сносимых серий.

В 2011 году переселено 5200 семей – 13,4 тыс. человек. В основном они из домов сносимых серий.

От графика сноса до переезда

– С кем взаимодействуете при решении вопросов переселения?

– Мы достаточно тесно контактируем не только с управлениями департамента, но и с внешними структурами. Формированием графиков сноса и строительства занимаются департаменты градостроительной политики и строительства, с которыми плотно работаем.

Когда появляются основания для отселения дома, жителей приглашают в управление департамента в административном округе, предлагают варианты жилья, дают смотровые талоны. Люди едут на место, смотрят. После этого осуществляется переезд граждан инвестором, когда дом построен по инвестконтракту. Если дом аварийный, а новый строится по госзаказу, то переселением занимается город. Замечу, что при переселении семьи расходов не несут, переезд им оплачивает либо город, либо инвестор, в том числе и возмещение услуг телефонной связи.

– Сколько вариантов предлагают переселенцам? Где предоставляются квартиры?

– Как правило, предлагают не один вариант. По закону переселение осуществляется в районе проживания – это либо непосредственно район, где идет снос, либо соседние, граничащие с ним. Исключения составляют Центральный округ и Зеленоград, там переселяют в пределах округов.

Правило равнозначности

– По каким правилам ведется предоставление жилой площади?

– Собственникам помещений, которые не состоят на жилищном учете, предоставляется равнозначное жилое помещение. Причем они вправе выбрать как получение компенсации в натуральном виде – конкретной квартиры, так и в денежном выражении. Если собственники стоят на очереди, но не включены в план обеспечения на соответствующий год, им также предоставляют равнозначное жилье. Они остаются на учете и улучшат жилищные условия, когда наступит их очередь.

Собственники и наниматели, которые состоят на жилищном учете и включены в план обеспечения, получают площадь по норме предоставления – 18 кв. м на одного человека со снятием с очереди.

Нанимателям, которые не состоят на жилищном учете, предоставляется равнозначное жилое помещение. Эта норма содержится в ст. 89 Жилищного кодекса. Нанимателям, которые стоят на очереди, но не включены в план обеспечения, предоставляется также равнозначное жилое помещение, но с учета они не снимаются, жилищные условия улучшают в порядке очередности.

– Предоставляете ли вы площадь по принципу: одно учетное дело – одна квартира?

– Мы сейчас не привязываемся к учетному делу. Есть квартира, где живет некая общность людей, которую мы называем семьей, хотя отношения между проживающими могут быть разными. Тем не менее, все живут в одной квартире и зарегистрированы в ней. Или собственники, неважно, состоят они или нет в родственных отношениях. Равнозначное жилое помещение получают на тех, кто зарегистрирован или кто является собственником. Пять собственников – значит, на пятерых в тех долях, в которых они изначально оформили площадь. Если по социальному найму, и в договоре шесть человек, – значит, на шестерых. Занимали двухкомнатную квартиру – поедут в «двушку». Это в случае, если люди не состоят на жилищном учете или состоят, но не включены в план обеспечения на соответствующий год.

Для контакта

Сотрудники Управления реализации программ переселения ведут прием жителей во вторую и четвертую пятницу месяца, с 8.00 до 12.00 в приемной Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по адресу: Газетный переулок, 1/12. Консультации – по предварительной записи в кабинете 56. Запись проводится непосредственно заявителем с 8.00 до 17.00, в пятницу до 15.45. Перерыв на обед с 12.15 до 13.00.

С неформальным подходом

– Как решается вопрос по коммуналкам?

– С коммуналками сложнее. По идее мы должны давать равнозначное жилое помещение. Если человек занимает комнату, то ему должны предоставить комнату. Но мы подходим к ситуации по-другому, не формально. Если человек изначально получал именно комнату в коммуналке и проживает в ней по договору соцнайма, либо приватизировал ее, или получил ее по каким-то безвозмездным сделкам, например, наследования — это один разговор. И понятно, что людям можно пойти навстречу и предоставить отдельное жилье, однокомнатную квартиру.

Другое дело, если граждане, зная о переселении, за год, за два просто купили эту комнату и теперь ждут, что им тоже дадут отдельную квартиру. В данном случае подход понятен: мы в большей части используем ресурсы, которые покупаются или строятся за счет бюджета города, поэтому разбазаривать их не имеем права. Поэтому, если кто-то хочет делать бизнес на городской собственности, боюсь, это у них не получится.

– То есть, подход все-таки индивидуальный?

– Конечно. Потому что ситуации бывают разные. Те же «двушки». Стараемся большую квартиру дать на многочисленную семью. А «двушку» поменьше – семье, где мало людей.

А что в перспективе?

– Какова структура управления, его состав? Ведут ли ваши сотрудники прием жителей?

– У нас отделов нет, в управлении работают 10 человек. Все с высшим образованием, в основном юристы, экономисты. Коллектив значительно обновился и помолодел за последнее время.

Наши сотрудники работают с территориальными подразделениями департамента, ведут прием населения по графику, рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов власти разных уровней. Мы также участвуем в согласовании проектов правовых актов города, которые поступают в департамент.

– С какими основными вопросами обращаются к вам москвичи?

– В приемной департамента люди чаще всего спрашивают, когда будут включены дома в план на отселение, и на какую площадь они вправе рассчитывать. Либо обращаются о разрешении вопросов, которые не смогли решить в окружных управлениях.

– И какова же перспектива переселения на 2012 год?

– В Москве осталось порядка 350 домов сносимых серий. В нынешнем году намечено переселить около восьми тысяч семей.

О нашем собеседнике

Владислав Иванов родился в 1978 году в Москве, окончил Московский государственный индустриальный университет, бывший институт ЗИЛа. По специальности – юрист. После службы в армии работал на автомобильном заводе, в управе района Нагатинский Затон. С 2002 года – в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. С мая 2011 года возглавляет Управление реализации программ переселения.

Татьяна Никитина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация