23:30:44
11 апреля 2021 г.

Николай Уваров: в идеале человеку нужно будет только «одно окно»

ЖКХВ Бельгии служба «одного окна» существует с 1903 года. Принцип работы «окна» таков: человек приходит в территориальный центр с паспортом, пишет заявление о том, какую справку он хочет получить, платит энную сумму денег, и все – больше никаких хождений по чиновникам. Через положенный срок ему выдадут необходимый документ, справку, разрешение. К такой службе другие развитые страны шли не один десяток лет. В Москве «одно окно» появилось чуть больше года назад. До совершенства, конечно, еще далеко. Но, сравнивая с тем, что было, можно с уверенностью сказать: светлое будущее у «окон» есть.
О системе объединения всех окружных структур в единую электронную цепь рассказывает руководитель аппарата префектуры Северо-западного округа в ранге заместителя префекта Николай УВАРОВ, курирующий вопросы справочно-информационной деятельности, материально-технического обеспечения, организации работы с населением, делопроизводства и архива.
Кто и какой документ выдает?
– «Одно окно» открылось в префектуре Северо-Западного округа в 2004 году. Как шло становление новой службы?

– Дело в том, что у нас не было какого-то срока – ни 10 лет, ни года на серьезную подготовку, после которой мы могли бы сказать, что готовы к открытию «окна». Сейчас вся работа идет параллельно: мы учимся, приводим в соответствие нормативную и материально-техническую базы и при этом выдаем людям документы. Поэтому, естественно, в такой переходный период без накладок не обошлось, но, думаю, что скоро все придет в норму.
– Более-менее разобрались с тем, кто и какой документ выдает?
– Еще год назад не было четкой регламентирующей базы по тому пакету документов, который необходим в каждом случае. Например, жители, решившие сделать перепланировку, собирали все согласования и несли их в Мосжилинспекцию. Но там им говорили, что не хватает еще одной справки. И ходили люди по нескольку раз, собирали бумажки. Сейчас этого нет. Вышло специальное распоряжение, которое регламентирует набор документов. И чиновник уже не может потребовать сверх того, что установлено законом.
– Но именно разрешение на перепланировку стало притчей во языцех: и дорого, и хлопотно, и «окно» не помогает…
– А причина в чем? Заявитель перед обращением в службу «одного окна» Мосжилинспекции должен прийти в проектно-изыскательскую организацию. И, заказывая проект, может выбрать: либо все согласования ему будет делать проектная организация, что, естественно, стоит определенных денег, либо он сам будет ходить по кабинетам. Многие из экономии так и делают. Год назад появился Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти, утвержденный постановлением правительства Москвы от
28 декабря 2004 г. №949-ПП. То есть систематизировали все организации – кто какой документ выдает. И теперь никакие другие документы, кроме тех, что занесены в реестр, выдаваться не должны. В идеале все идет к тому, и префект нашего округа В. Козлов об этом говорил на коллегии, посвященной работе службы «одного окна», чтобы создать единый центр, который мог бы взаимодействовать со всеми структурами города. И человеку не надо будет даже знать о других «окнах». Но Москва, вы же понимаете, не сразу строилась. Еще год назад вообще не было ничего, а сегодня мы, в принципе, вполне успешно работаем и движемся дальше.
Электронный канал
– Какая следующая задача?

– Наладить электронное взаимодействие между всеми организациями. Сначала мы даже не представляли, как, например, те же ДЕЗы будут передавать нам выписку из домовой книги. Ничего, они приносили бумаги сюда, в префектуру, а мы заносили данные в компьютер. Теперь мы уже требуем, чтобы все было в электронном виде. Но для того, чтобы документ, пришедший по электронной почте, имел легитимность, необходимо несколько условий. Первое – это должен быть защищенный корпоративный канал правительства Москвы. Второе – на документе ставится электронно-цифровая подпись (ЭЦП), на которую еще нужно заключить договор и научить чиновника ею пользоваться. В префектуре, управах, БТИ и некоторых других, скажем так, продвинутых организациях это уже все есть. И теперь мы пытаемся остальных подтянуть до своего уровня. Чтобы не приходилось, оправдываясь, отвечать людям: мы не можем вам предоставить это согласование, потому что, допустим, в СЭС нет компьютеров. Конечно, средств окружного бюджета сразу на всех не хватит, но мы предлагаем уже сейчас начать обучать работать по новым правилам, ведь потом будет легче. Представьте, в ДЕЗе человек проработал 20 лет, и вдруг ему предлагают в корне изменить форму работы. Естественно, определенное неприятие возникнет. Год назад, когда мы проходили через этот обучающий этап, практически с каждым сотрудником занимались индивидуально, зато теперь уже никому не нужно говорить: «Нажимаем на кнопку «Пуск», открываем папку «Входящие»…
– Николай Валентинович, с чем связано то, что некоторые организации сразу приняли новые правила игры, а другие до сих пор никак не войдут в тему?
– Для того чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо изнутри знать все проблемы данного ведомства. В основном торможение процесса идет из-за того, что многие воспринимают «одно окно» как дополнительную нагрузку к своей основной работе, как нечто второстепенное. Сегодня, конечно, работать в этой системе гораздо интереснее, чем год назад. Созданы специальные программы, позволяющие в реальном времени наблюдать за тем, как идет прием обращений, например, в управах. А в целом по городу действует программа контроля и мониторинга, которая видит все округа.
Все и сразу в один день
– На коллегии по «одному окну» префект рассказал о случаях вымогательства, произошедших в другом округе. Даже назвал цену за подготовку разрешения на строительство – 520 тысяч у. е.

– О таких случаях слышал, но могу вас заверить, если бы это произошло в нашем округе, только намек на вымогательство, головы многих начальников полетели бы сразу.
Узнаете о конкретных фактах – сообщите, будем вам благодарны, виновных обязательно накажем.
– А вы не пробовали инкогнито посетить службу «одного окна», скажем в Мосжилинспекции, и получить разрешение на перепланировку?
– В проверках мне приходится участвовать. Сотрудники службы «одного окна» префектуры еженедельно выезжают с инспекцией в районы, проверяют, как там идет работа. Потом мы анализируем материалы. Иногда действия чиновников вызывают недоумение. Зачем, например, согласование многих структур, когда в основу заложен проект, подготовленный и уже согласованный лицензированной организацией? Если нет регламента взаимодействия со сторонними организациями, то служба «одного окна» берет пакет документов, а не только заявление. Я этого не отрицаю, но все равно мы стараемся уменьшить до минимума общение человека с чиновником. С моей точки зрения, сейчас на первом месте стоит налаживание взаимодействия с согласующими организациями. Ведь есть такие, как, например, окружной Роспотребнадзор, которые не понимают, что они находятся в системе «одного окна».
– Какие меры вы предпринимаете, чтобы воздействовать на непонимающих?
– Во-первых, уговариваем. Во-вторых, подвергаем их критике: заносим нерадивые организации в проект распоряжения префекта, чтобы он сразу видел, кто не желает нормально работать. В-третьих, там, где префект является учредителем, а это различные ГУПы, их руководителей можно наказать рублем, то есть лишить премии.
– У каждого «окна» висит листок, где указаны телефоны, позвонив по которым, можно оставить свои предложения и замечания. С чем обычно люди звонят? Жалоб на работу службы много?
– Предложений и замечаний было много вначале. В основном потому, что жители восприняли нас как некую единую справочную службу, куда можно звонить по любому вопросу. Но мы никому не отказываем в помощи, стараемся направить каждого по нужному адресу. Даже если гражданин не знает, в какую именно организацию ему надо обратиться за справкой, то достаточно позвонить в «одно окно» управы или префектуры, и ему помогут, подскажут.
– Человек так устроен – он хочет все и сразу в один день…
– Хочу сказать, что создание у нас действительно единых центров, подобных западным, предполагается в 2006 – 2007 годах.
– На ваш взгляд, этот срок реален?
– Во всяком случае, какой-то новый уровень будет достигнут.
– Что же необходимо, на ваш взгляд, в первую очередь для успешной работы службы «одного окна»?
– Чтобы у всех специалистов, так или иначе работающих в режиме «одного окна», от руководителей до исполнителей, было общее понимание необходимости и важности внедрения цивилизованных форм взаимоотношений чиновника и просителя.

Полина Дудина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация