23:30:44
11 апреля 2021 г.

Евгения Юнисова: «Без кавалерийского наскока можно обойтись»

ЖКХСобственники, отважившиеся определиться с управлением своих многоквартирных домов, сталкиваются с немалыми трудностями. А если учесть, что все владельцы жилья должны принять такое решение до конца года, проблемы грозят обернуться снежным комом. Между тем, власти в силах им помочь и упростить процесс. Об этом беседа корреспондента «КР» с сопредседателем некоммерческого партнерства «Управдом» Евгенией Юнисовой.– Евгения Исааковна, ваш «Управдом» не первый год помогает гражданам организоваться и определиться со способом управления домом. Изменился ли круг вопросов, с которыми обращаются к вам после принятия нового Жилищного кодекса?
– Круг проблем расширился. Если прежде мы говорили о том, что население информировано плохо, то теперь недостатка в информации нет. Информированы люди отлично. Понимают – пора решать, кому доверить управление домом. И тех, кто выбирает ТСЖ, не так уж и мало. Ведь у людей и кой-какие начальные знания есть (хотя бы – как провести собрание), появились примерные уставы, договора. Вопрос неграмотности ушел на второй план. Зато на первый вышла другая проблема – как безболезненно (без участия суда!) сменить форму управления домом.
– Как же это решалось раньше?
– По единичным распоряжениям префекта. Но и сейчас, как и десять лет назад, когда ТСЖ только-только создавались, каждый раз приходится идти в атаку. Шашки наголо и вперед!
Ведь, к сожалению, в законодательстве многое прописано нечетко, нет ясности и в вопросе о самой процедуре передачи дома. В каждом конкретном случае приходится добиваться отдельного распорядительного документа. И проблема эта обострилась, поскольку передача домов должна пройти в массовом порядке. Если раньше вопрос ставился так: хотите создавать ТСЖ – создавайте, не хотите – не надо, то сейчас людей обязали определиться. Либо создавайте ТСЖ, либо выбирайте управляющую организацию и заключайте с ней договор. – Еще и сроки поджимают?
– Непонятно, как проводить конкурс среди управляющих компаний? Федеральное правительство приняло соответствующий документ, а вот как осуществить его на деле, никто не знает. Уверена, в первую очередь надо подумать о том, чтобы процедура проходила легко и безболезненно.
А поскольку процесс становится массовым, проблем только добавится. В столице примерно 40 тысяч домов. Около 10% уже определились. Это 2,5 тысячи, находящихся в ведении ЖСК, и порядка полутора тысяч, где созданы ТСЖ.
А вот 90%, то есть 35 – 36 тысяч домов, еще должны сделать свой выбор до конца года. Сами знаете, какая низкая активность у нашего населения. Поэтому будем считать, что определится и выберет управляющую компанию только половина. И еще представьте, какая нагрузка ляжет на муниципалитеты. Чтобы получить пакет документов, необходимый для подготовки и проведения общего собрания собственников, в «очередь выстроятся» тысячи домов. А чтобы зарегистрироваться как юридическое лицо, придется отстоять очередь и за пакетом документов для налоговой инспекции.
– Всех захлестнет бумажный вал… Получится, как с приватизацией жилья?
– Конечно. Ведь граждане должны определиться до конца года. А вот будут ли реализованы их запросы по документам, выполнят ли их чиновники – это большой вопрос. Непонятно еще, кто определяет состав общего имущества? Полномочного органа все еще нет.
– А сейчас как это делается?
– Все по тем же единичным распоряжениям префектов. Еще более сложная ситуация складывается с бюджетным финансированием, когда сменяется управляющая организация.
– Вы хотите сказать, если дом отходит от ДЕЗа и его управляющей организацией становится ТСЖ, городских доплат на техническое обслуживание (москвичи оплачивают не полностью) ему не ждать?
– ТСЖ субвенции получают, но с большим трудом. А если собрание выбрало частную компанию по управлению домом, то получение субвенций оказывается под большим вопросом.
– Как вы думаете, чем могли бы помочь управы, префектуры и правительство тем гражданам, которые решили совместно управлять домом? Не на словах, а реально, на деле. Или, даже материально…
– Сейчас у инициативных групп в многоквартирных домах столько проблем, что никакая материальная заинтересованность не поможет. Она и не понадобится, если решить четыре вопроса. Каждый на своем уровне.
Так, на уровне района в управах пакет необходимой документации должен быть сформирован заранее. Чтобы, обратившись, инициативная группа собственников могла сразу же получить все необходимое – и техническую документацию на дом, и оперативную организационную помощь в получении копий документов (выписки из госреестра) на собственность. Для этого управа должна заранее заказать эти документы, их может сформировать и ЕИРЦ: там без проблем выдадут такую информацию и заверят печатью. В системе «Электронной Москвы» все эти сведения есть.
Второй уровень – округа. Здесь нужно отладить простой и понятный порядок передачи дома от старой управляющей организации к новой. Решение общего собрания есть. Протокол оформлен. Выбирается управляющая компания. И далее четко определяются все шаги перехода дома к новой управляющей компании. На все про все – не более месяца.
Третий уровень – городской. На этом этапе должно осуществляться «перенаправление» бюджетных средств. Не через ДЕЗы, а через другие структуры. Ну не хотят они отдавать деньги частным управляющим компаниям, своим конкурентам, уклоняются, саботируют, придумывают разные отговорки… Но есть же специальные структуры, созданные для распределения бюджетных средств населению. Через них идут субсидии, через них можно перечислять и субвенции.
Четвертый уровень – федеральный. Росстрой должен утвердить порядок отнесения помещений или объектов к общему имуществу многоквартирного дома. Причем, и здесь не нужно ничего придумывать. Немного расширить штат в БТИ, ведь они – в системе Росстроя. Профессионалы в своем деле в состоянии определить, что в доме является общим имуществом. Если же по каким-то помещениям возникнут вопросы, для решения их работники БТИ смогут обратиться в другие специализированные экспертные проектные организации.
Все эти четыре задачи вполне решаемы. Просто нужно навести элементарный порядок. И процесс перевода многоквартирных домов на самоуправление пойдет совсем другими темпами. Без надрыва и кавалерийского наскока.

Беседу вел Евгений Лакоза


О нашем собеседнике

Евгения Исааковна Юнисова родилась в 1961 году в Москве. Окончила факультет правоведения Всесоюзного юридического заочного института. Возглавляла фирму по обслуживанию недвижимости. С 1991 года – руководитель жилтоварищества, с 2000 года – председатель ТСЖ. В 2002 году возглавила некоммерческое партнерство «Управдом».

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация