23:30:44
11 апреля 2021 г.

Даниил Спиваковский: «Убрал из квартиры все лишнее»

В гостях у звездыОдин из ведущих актеров театра им. Вл. Маяковского Даниил Спиваковский в интерьере собственной квартиры больше всего ценит свободное пространство. А потому терпеть не может громоздкой мебели. Минимализм, помноженный на уют, – вот его формула домашнего комфорта. И поскольку профессия связана с частыми гастролями, экспедициями, разъездами, то ценность дома заключается еще и в возможности побыть наедине с самим собой.

– Даниил, вы – коренной москвич, выросли, кажется, на Патриарших прудах?

– Первые двадцать пять лет жизни провел в коммунальной квартире. Классическая коммуналка! Совсем как в песне Высоцкого: «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Потом коммуналку расселили, я получил отдельное жилье, которое через некоторое время расширил. И сейчас живу в хорошей квартире на Белорусской.

– Какими вспоминаются дом и двор вашего детства?

– Детство было замечательным временем, я ходил в школу по Патриаршим прудам и, естественно, каждый двор, каждый переулок тихого центра этой части города знаю, как свои пять пальцев. Сейчас, когда становится грустно или радостно, иногда еду на Патриаршие – просто побродить. Великолепно себя там чувствую!

Рос довольно спокойным ребенком, дрался мало, зато любил играть в футбол. У меня было такое чувство, будто повзрослел позже сверстников. Не ощущал ни переходного подросткового возраста, ни «кризиса среднего возраста». Все «радости жизни» вкусил достаточно поздно. Да и в институт поступал уже взрослым – в 21 год, то есть после армии. А сниматься вообще начал после тридцати.

– Ваши родители имели отношение к театру?

– Ни малейшего. Мама – доктор психологических наук, профессор Московского университета Алла Семеновна Спиваковская. Воспитывали меня также бабушка и дедушка. Дед был фронтовиком, военным, а потом гражданским летчиком. К сожалению, два года назад он ушел из жизни. Ему было 93. Бабушка жива. Она растила мою маму, потом меня, и дай Бог ей здоровья!

Сразу в три вуза

– Вам, наверное, в детстве хотелось стать летчиком – по примеру деда?

– Никогда не хотелось. Сначала поступал на факультет психологии МГУ и поступил (правда, не с первого раза). Так что я – дипломированный психолог. Но с детства тяготел к театру. Занимался в самодеятельной студии при Московском Дворце пионеров, а потом в небезызвестном студенческом театре Московского университета. И в один прекрасный момент вместе с компанией друзей, которые штурмовали театральные институты, отправился на экзамены и прошел… сразу в три вуза. Но однозначно выбрал мастерскую Андрея Александровича Гончарова в ГИТИСе и до сих пор служу в театре им. Вл. Маяковского.

– Вы работали с двумя большими театральными мастерами – А. А. Гончаровым и С. Н. Арцибашевым. В чем разница их школ?

– Это действительно два моих учителя. Андрей Александрович Гончаров был, скорее, мудрым учителем-теоретиком, человеком энциклопедических знаний, ярким, иной раз резким, но вместе с тем – бескомпромиссным и принципиальным. Его лекции, занятия, разборы очень ценны.

А Сергей Николаевич Арцибашев для меня первый учитель-практик. Свою первую роль в спектакле я сыграл в его постановке. Он пришел к нам на курс и в 1992 году поставил спектакль по пьесе Николая Коляды «Фарс только для взрослых». С этим спектаклем были за границей и поездили по России. После ухода из жизни Гончарова театр Маяковского возглавил Сергей Николаевич Арцибашев. Мы с ним единомышленники. Сделано вот уже три спектакля: «Банкет», «Карамазовы» и «Любовь глазами сыщика». Играю в них не последние роли.

– Как развивался ваш роман с кино?

– Сниматься начал довольно поздно, уже приобретя определенный театральный опыт. Это хорошо, потому что мне уже было чем поделиться со зрителями, имелись определенный театральный навык и даже «штампы».

Впервые снялся в телесериале у Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Две судьбы». Довольно трезво отношусь к этому телевизионному проекту, наверное, его не следует сравнивать с большим кинематографом. Но он мне принес достаточно дивидендов: когда езжу по городам и весям, многие узнают меня именно по сериалу «Две судьбы». После этой работы пригласили в свои проекты сразу несколько режиссеров.

По-настоящему поворотным моментом стала работа с Валерием Петровичем Тодоровским на фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». Туда я попал, снявшись у Сергея Газарова в двенадцатисерийном телефильме «Темная лошадка», который продюсировал Тодоровский. После окончания монтажа Валерий Петрович вызвал меня к себе в кабинет и предложил главную роль в новом фильме без всяких проб.

Мне вообще везло на режиссеров – и в театре, и в кино. После «Франкенштейна» на меня обратил внимание Павел Семенович Лунгин, я работал у него в «Бедных родственниках», а затем сыграл в «Мертвых душах» роль Бобчинского. После чего снялся у Юрия Кары в «Звезде эпохи» – интересный опыт, так как там сыграл роль известного актера.

Уметь выйти из образа

– Где мы вас увидим в ближайшем будущем?

– С нетерпением жду выхода мюзикла Василия Пичула «Кинофестиваль». Кроме того, вот-вот должен появиться на экранах фильм Владимира Хотиненко «1612» – там у меня небольшая, но достаточно интересная роль. Чаще всего приходилось играть людей с яркой психической организацией, эмоциональных, неврастеничных. Особенно в фильме «Лифт», который снял Всеволод Плоткин.

Сейчас грядет премьера фильма Татьяны Воронецкой «Натурщица» по рассказу Юрия Нагибина. Фильм готов, его уже пригласили на целый ряд кинофестивалей, в прокате он появится осенью. И вот там я предстану в новом амплуа.

Также сыграл роль императора Петра III (режиссер Владимир Котт, по произведению Леонида Юзефовича). Вообще, с драматургией этого автора встречаюсь во второй раз и с удовольствием. Готовясь к съемкам, прочитал много материалов о таком неоднозначном персонаже в истории России, каким был император Петр III. Не хотелось трактовать его образ однобоко, поэтому попытался сделать трагическую фигуру все понимающего, но запутавшегося человека.

– Полученная вами профессия психолога каким-то образом помогает в создании образов?

– Точно так же, как помогает, скажем, встреча с интересным человеком или увиденный где-то фильм. Конечно, первое высшее образование обогатило. Но, получив ту или иную роль, разумеется, не сажусь за учебники по психологии. Хотя подозреваю, что в профессии актера и практикующего психолога есть нечто общее, так как они занимаются «душеведением».

– А оказывает ли та или иная роль воздействие на актера?

– Актер должен уметь входить в образ и выходить из него. Это – основа профессии и дело техники. Если роль слишком сильно влияет на психику актера, и он начинает себя с ней отождествлять, то это ошибка. Это непрофессионально. Хотя такие случаи известны… Я вот в театре им. Маяковского играю Черта в «Карамазовых». И меня часто спрашивают: не боитесь? А ведь намного чаще мы получаем роли с человеческими именами, но в них куда больше бесовства и чертовщины, чем в карамазовском Черте. Это – роль, и не более того.

– Как удается «вытягивать» из себя новые, не свойственные в обычной жизни черты?

– Всегда играю не качество человека, а рассказываю его историю. Через историю создается характер. Мейерхольд говорил: нужно выстраивать зрительское восприятие. Когда во главу угла ставятся спецэффекты, желание удивить какими-то внешними проявлениями, далекими от реальной жизни, становится скучно.

– Были ли случаи, когда у человека после вашего спектакля что-то кардинально изменилось в судьбе?

– Были. В моем почтовом ящике немало благодарственных писем от людей. У меня, как и положено, есть поклонники и поклонницы, и я знаю, что с недавнего времени некоторые люди ходят в театр Маяковского специально «на Спиваковского». Это очень приятно, но вместе с тем и очень ответственно. Поэтому не имею права «халтурить» и разочаровывать своего зрителя.

Однажды после спектакля «Банкет» с друзьями пошли в соседнее с театром кафе. И официант принес записку с соседнего столика: «Большое спасибо за ваш спектакль. Посмотрев его, мы приняли решение пожениться». Ну, скажите, что может быть большей радостью для актера, чем такая записка?

Знаю, что на спектакле «Любовь глазами сыщика» однажды побывал врач, который работает с больными бронхиальной астмой. Он пришел с одним своим пациентом. И вдруг после спектакля этот больной стал лучше дышать… Врач начал водить на эту постановку других подопечных! И им на какое-то время после спектакля становится лучше. Это не фантастика, а вполне реальное воздействие искусства на людей. Так должно быть! Думаю, то же самое происходит на спектаклях многих актеров в разных городах.

Вообще, когда вижу, что в поезде или самолете люди, узнавая меня, начинают улыбаться, я счастлив!

Экшен и пельмени из пачки

– Как часто удается отдыхать? Ходите ли в театры, кино?

– В театры хожу очень редко. К сожалению. Раз пять–шесть в год. Когда был студентом, то постоянно их посещал. Из фильмов на меня за последнее время произвел большое впечатление «Остров» Павла Лунгина, и я счастлив, что дважды работал с этим мастером.

Достаточно любопытной показалась картина «Изображая жертву», очень понравилась работа актеров. Прекрасное кино «Связь» – спокойное, неторопливое. Именно такое кино и люблю. Сам не принадлежу к числу актеров, которых приглашают на экшен-фильмы, хотя меня искренне восхищают коллеги, которые умеют перезаряжать автомат в кадре, прыгая при этом с крыши несущегося поезда. Но я люблю экшен психологический, люблю «копать» в отношениях между мужчиной и женщиной.

– Тогда ответьте, какими качествами должна обладать женщина, чтобы произвести на вас впечатление?

– Она должна быть красива, в первую очередь. И еще умна. А кроме того, я должен ее… желать. Она должна быть сексуальна! Меня всегда окружали подобные женщины, в основном актрисы. Я им очень благодарен, они меня обогатили и дополнили. В силу разных обстоятельств мы с ними расставались, но я счастлив, что они были рядом.

– У вас замечательная кухня. Хорошо готовите?

– Сам готовить не умею, и не приготовил ни одного блюда серьезнее, чем яичница или пельмени из пачки. А легкие кулинарные пристрастия, если и есть, то связаны с кухней бабушки. Но, в принципе, я «всеяден». Пожалуй, единственное, чего не ем, – это вареники с творогом. Что делать – не гурман, для меня еда, скорее, самое тривиальное утоление года.

– А чем занимаетесь на даче?

– У меня действительно есть замечательный загородный дом в ближнем Подмосковье, где и отдыхаю с близкими друзьями. Но ничего там не сажаю.

– Тогда скажите, кто придумал интерьер вашей гостиной?

– Идея перепланировки принадлежит мне. Идея интерьера тоже. Главная отличительная черта этого жилища – минимализм и наличие свободного пространства. Просто взял и убрал из квартиры все лишнее.

НАША СПРАВКА

Даниил Иванович Спиваковский родился 28 августа 1969 года. В 1994-м окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), но еще в 1992-м, будучи студентом, был приглашен в труппу Московского театра им. Вл. Маяковского. На счету актера несколько ярких театральных работ, среди которых – Черт в «Карамазовых», Альбер Доне в «Банкете», нелепый, но мудрый сыщик Кристофоро («Любовь глазами сыщика»), Гамлет («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), Шут («Как вам это полюбится»).

В кино Даниил Спиваковский дебютировал в сериале В. Ускова и В. Краснопольского «Две судьбы». После съемок в фильме В. Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн» артист снялся в ряде картин известных российских мастеров экрана, а также в фильмах молодых и талантливых кинорежиссеров.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация