23:30:44
11 апреля 2021 г.

Неля Гульчук: «Женский подход к екатерине медичи…»

В гостях у звездыДетство будущего режиссера и писателя прошло на Мясницкой, 22 – в коммуналке знаменитого актерского дома. Рядом в подъезде жили великие мхатовские старики и популярные уже тогда молодые актеры, встречи с которыми заставляли учащенно биться сердце юной девы…

Сюжет из коммуналки

– Я родилась в Курской области, в селе Большая Троица, но детство действительно провела на бывшей улице Кирова в уникальном доме. Очень хочу написать о нем роман. Надо мной жил Толя Вербицкий, который сыграл Печорина в «Княжне Мэри». Когда с ним встречалась на лестнице, у меня буквально обмирало все внутри. У моих подруг – тоже. Мы поголовно были в него влюблены.

В соседнем подъезде жили Масальский и Грибов. А со мной на одной площадке – Ершов вместе со своей удивительной собакой, белым пуделем Лордом. Над нами располагалась квартира Родомысленских: директор школы-студии МХАТа обитал в ней с сыном и дочерью. Потом дочь Родомысленского вышла замуж за Юру Пузырева. Как раз в то время на экранах появился «Поединок» Куприна. И мы начали влюбляться в Юру Пузырева… Ну а потом актеры постепенно стали разъезжаться по другим домам.

Период, на который приходились мое детство и юность, проходил в коммуналке. Одной из соседок была главный бухгалтер знаменитого сорокового гастронома – того самого, что стоял на Лубянке. Молодым людям сегодня даже представить невозможно, что это была за должность! Тем не менее, главбуха почему-то все звали Лидкой. Помню, Лидка носила шикарный браслет – змею с рубиновыми глазами. А еще у Лидки были два сына-бандита, которых все боялись. Потом Лидку посадили за огромную растрату. И она все драгоценности отдала другой нашей соседке Евгении Михайловне – на сохранение.

Евгения Михайловна была святая женщина. Настолько честная и порядочная, что даже многоопытная Лидка ни секунды не сомневалась, вручая драгоценности в ее руки. На беду, у Евгении Михайловны был муж, и он возглавлял одну из первых артелей инвалидов в Москве (инвалиды клеили сапоги). Наступила амнистия, Лидка вернулась домой. А Исаак, муж Евгении Михайловны, под тихую ликвидировав Лидкино золото и все ее шубы, вложил деньги в артель… В итоге Евгения Михайловна взяла вину мужа на себя и выбросилась в окно с четвертого этажа.

Вот такая драма из жизни скромной коммуналки.

– Вы – домоседка?

– Теперь домоседка. И очень люблю дом. Но это теперь: до недавнего времени, до того, как я села писать исторические романы, бывать дома приходилось мало. Ведь жизнь кинорежиссера – сплошные студии, экспедиции, разъезды, гостиницы…

А потом вдруг оказалось, что я люблю уют (в отличие от супруга Бориса, который предпочитает художественный беспорядок). Меня сейчас действительно не тянет на разъезды – наверное, потому, что в свое время объездила полмира.

Булки для товарища Сталина

– Как вы познакомились с Борисом Петровичем?

– Он закончил постановочный факультет МХАТа. Художник-постановщик – это его основная специальность. Но у Бориса Петровича есть еще и организаторский талант, поэтому он часто работал директором картин.

Знакомство состоялось в 1979-м. Как-то перед Новым годом (помню, только что закончила какую-то очередную картину) зашла в соседнюю комнату, где сидела съемочная группа другого фильма. Я собиралась пригласить кого-нибудь на свой новый проект. В комнате сидел Борис. Он потом рассказывал, что хотя перед его глазами проходили сотни лиц, он почему-то меня сразу запомнил и даже не поленился поинтересоваться у ребят – «что это за девушка». Интересно, Борис появился в тот период, когда я сказала себе: «Все, никакой личной жизни! Занимаюсь только творческими планами!».

– Народная мудрость гласит: если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах…

– Примерно так все очень часто и было.

Ну а Борис каким-то образом оказался в моей группе, и мы вместе поехали в горы на Огурские водопады. Потом он уехал на съемки к северным оленям и уссурийским тиграм на Дальний Восток и пообещал, что вернется в сентябре. Он действительно вернулся, зашел ко мне и вот до сих пор никуда не уходит.

– Как, кстати сказать, ваша семья попала в дом на Мясницкой? Родители имели отношение к искусству?

– Нет, не имели. Комната принадлежала моему деду. Дед был пекарем. Причем не простым, а личным пекарем Иосифа Виссарионовича! Однажды даже обслуживал Потсдамскую конференцию.

Булочная находилась рядом со станцией метро «Кировская», в подвале. И до сих пор я не едала хлеба вкуснее того, что пек дед. Честное слово!

Итак, комната досталась деду, который был членом партии с 1918 года. А когда ему предложили отдельную квартиру на Фрунзенской набережной (нас в то время в 18-метровой комнате теснилось девять человек), то дед изрек: «Сначала выселите людей из подвалов. Мы живем великолепно». Он был убежденным коммунистом.

– Девять человек – это кто?

– У мамы было семь сестер и один брат. Часть ее родственников жили с нами. Мой отец оказался, как и многие в тот период, репрессирован. Потом его посмертно реабилитировали. Он погиб в тюрьме.

Мама работала в пищевой промышленности, ее контора располагалась прямо напротив приемной Молотова (на улице Алексея Толстого). Я часто приезжала к ней. Помню, как мы смотрели в окна на приезд Иосипа Броз Тито, хотя это категорически запрещалось.

Великий Науч-Поп!

– Как родственники отнеслись к тому, что вы решили стать актрисой?

– Они были против того, чтобы я поступала на актерский факультет Щукинского театрального училища. Но я все-таки настояла на своем – и поступила. На третьем курсе перешла во ВГИК – на режиссерский.

– Вы долгое время занимались научно-популярным кино?

– Считаю, что одна из самых больших трагедий нашего кинематографа – то, что была уничтожена уникальная студия научно-популярного фильма. В дальнейшем мне пришлось снимать и на студии им. Горького, и на «Мосфильме», но профессионалов и эрудитов такого класса, как те, что трудились на «Центрнаучфильме», больше, пожалуй, нигде не встречала.

Я много работала со Згуриди, застала Шнейдерова. Работала с Добродеевым и Аджубеем, с Еленой Михайловной Макасеевой, муж которой снимал в Испании вместе с Романом Карменом… Кадры, которые хранились на студии «Центрнаучфильм», были уникальны. И темы – тоже уникальны.

– Научно-популярные фильмы – это, как правило, частые экспедиции. В каких условиях приходилось жить? Кто был героем ваших фильмов?

– Одной из самых интересных с этой точки зрения оказалась лента «Земля Губкина». Мне посчастливилось снимать первые нефтяные фонтаны и пионеров-нефтяников Самотлора, Мегиона, Уренгоя. Непроходимые болота, тоска огромных расстояний, комарье, нечеловеческие условия труда… Нас, киношников, забрасывали на место на вертолетах, мы снимали фильм «с кочек». Потом улетали обратно, а наши герои – геологи и нефтяники – оставались там жить по полгода…

Очная ставка с Папантом

– Неля Алексеевна, это правда, что вам посчастливилось поработать на первых русских широкоформатных стереоскопических фильмах?

– Да, и мой фильм «Игры животных» достаточно долго крутили в кинотеатре «Октябрь».

Вместе с оператором Дмитрием Масуренковым мы сумели подсмотреть, как резвятся на воле медвежата, волчата, тигрята и другая лесная малышня. А стереоизображение позволяло увидеть все почти как живое. Это, помню, доставляло большое удовольствие и нам, и зрителям.

Еще одну стереоскопическую картину «Там, где оживают острова» снимала на Командорах.

– Доводилось ли делать кино специально для детей?

– Был такой фильм «Маманты-папанты. Лохматое шоу». «Маманты» и «папанты» – это родители маленьких шимпанзе, кенгуру, жирафов, питонов, медведей и всех тех симпатяг, с которыми работает в цирке мама трехлетней девочки Алисы – героини моего фильма.

– Судя по всему, с картины об Иване Ефремове началась совсем другая история в вашей жизни?

– Фильм «Откровение Ивана Ефремова» рассказывал об ученом и писателе. И рядом с актерами в картине снимались ученые, писатели, космонавты, а также вдова Ивана Ефремова. В этой картине были и игровые куски. В результате увлеклась художественном кино, стала писать сценарии для игровых фильмов, запустилась с картиной «Таис Афинская», которая снималась в Крыму.

– Тогда и пришла идея самостоятельно писать сценарии к своим фильмам и затем на этой основе создавать романы?

– Не совсем так. Попытка написать книгу впервые была предпринята… в тринадцать лет. Посмотрела фильм «Петр Первый» с Симоновым, Тарасовой, Черкасовым, Жаровым. И вдохновилась сочинить ни много ни мало – роман о царе Петре!

После «Таис Афинской» был фильм «Формула счастья» – вполне современная для начала XIX века история, которая происходит в сегодняшней России с ее оптовыми рынками, казино, конкурсами красоты, «новыми русскими» и бомжами. Жанр картины вбирает в себя элементы и комедии, и мелодрамы, и трагедии – все перемешано, как в жизни.

Про Наполеона и ДСП

– Ваша гостиная обставлена мебелью в стиле ампир. Сами занимались дизайном квартиры?

– Мне нравится ампир – это наполеоновский стиль. У меня была удивительная бабушка – совершенно неграмотная, но очень талантливая. Она могла без рисунка связать крючком скатерть и занавеси, да такие, что вернисажу в Измайлове не снилось. Бабушка любила хорошую дубовую мебель: у нас на Мясницкой стоял редкой красоты старинный дубовый буфет. Но появилась мода на современную мебель из ДСП. До сих пор не могу понять, как такое чудо архитектуры – старинный дубовый буфет – мы решили выкинуть на помойку и взамен купить чешский гарнитур из ДСП?!

Я переехала на Бауманскую, где под окнами всю ночь звенел трамвай, а позже сюда, в Строгино, на берег водоема, где пока хватает простора и зелени, и мне безумно захотелось элегантной мебели. Ну и купила ее у одной приятельницы. Очень привязана к вещам, особенно старым – они живые, могут рассказать интересную историю.

Хочется поправить писателя Дюма…

– Над чем работаете сегодня?

– У меня лежат интересные сценарии – для кино и ТВ. Еще несколько находятся в работе.

Моя младшая дочь Ольга в свое время сыграла возлюбленную сына Мао в китайском сериале «Алая вишня». Ольга прошла пробы, ее выбрали среди двухсот человек. Вот тогда-то я впервые соприкоснулась с темой истории русско-китайских отношений. И «заболела» ею.

Тот, кто знает историю, возможно, помнит, что царь Александр II отправил в Пекин военных дипломатов, чтобы защитить интересы России и подписать договоры. В то время в Пекине назревала «опиумная война», которую пытались развязать французы и англичане. Русской миссии предлагалось немедленно покинуть Пекин, но дипломаты решили, что не имеют права уехать без заключения договоров о присоединении к России Уссурийского края, Амурской области и Приморья. В результате умной российской дипломатии удалось не только предотвратить войну, но и подписать договоры.

Нетрудно заметить, что место героя на современном экране остается вакантным. Кинематограф мечется между проститутками, бандитами и олигархами. Да и телесериалы сплошь и рядом являются римейками американского «мыла». Очень хотелось бы вернуть на современный экран настоящего героя.

Сейчас вот мы задумали огромный телевизионный патриотический сериал, в нем будет четыре больших блока по шестнадцать серий. Первый рассказывает о российском флоте с момента его зарождения до гибели «Курска». Второй затрагивает времена Великой Отечественной войны и, опираясь на архивные документы, дает достаточно неожиданный взгляд на некоторые общеизвестные факты. Третий блок повествует о российских военных летчиках, а четвертый – о крупных судебных процессах современности.

Кроме того, продолжаю работать над античной темой. Уже вышли два историко-приключенческих романа об Александре Македонском, его друге и сподвижнике Птолемее. Работая над материалом, столкнулась с еще одной интересной фигурой того времени – Селевком, который в итоге перехитрил всех и вернул всю империю Александра Македонского! На этом трилогия заканчивается.

Распрощавшись с античной темой, я захотела (что вполне естественно) заняться эпохой Возрождения. Она у меня начинается с флорентийца Лоренцо Великолепного. После чего издательство попросило взяться за историю жизни и правления Екатерины Медичи.

Это замечательная историческая фигура. Но Александр Дюма настолько ее опорочил, что, собирая материалы про нее, мне стало за эту гениальную женщину обидно. Еще до того, как познакомилась с материалами архивов, уже пришла в голову мысль: не может столь высоко образованный человек, какой была Екатерина Медичи, стать закоренелым преступником. Ее главной задачей было спасти династию Валуа, спасти своих детей. Это по-своему несчастная женщина, потому что все ее дети умерли, за исключением Маргариты Валуа…

Мой роман целиком опровергает то, что было написано о ней до сих пор. Екатерина Медичи оказалась весьма талантливой правительницей, одним из самых прогрессивных французских монархов.

Третьей книгой трилогии станет «Прекраснейшая из Маргарит». Как нетрудно догадаться, речь пойдет о королеве Марго.

Беседовала Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация