23:30:44
11 апреля 2021 г.

Вениамин Мясоедов: «Терпеть не могу самодеятельности!»

В гостях у звездыНе всякий, даже большой любитель хорошей музыки, может смириться с тем, что у него за стеной живет профессиональный музыкант. А если к тому же этот профи владеет полусотней инструментов, так это вообще караул!

Под сурдинку

Соседка известного джазмена, заслуженного артиста России Вениамина Мясоедова, едва только тот приступает к регулярной домашней репетиции, включает магнитофон. Причем динамик пододвигает к самой стенке и выводит звук на полную громкость. Так и сосуществуют они уже все четыре с лишним года, что Вениамин Вениаминович живет в доме на улице Исаковского в Строгине. Он дует в сакс или перебирает клавиши рояля – она тут же включает фортиссимо свои магнитофонные записи.

– Неужели это не мешает вам репетировать? – спрашиваю маэстро.

– Нисколько, – отвечает. – У нас ведь, у музыкантов, профессиональная привычка: рядом могут настраивать инструменты десятки твоих коллег, а тебе хоть бы что.

– В милицию она не заявляла?

– Причины-то нет. Я свято блюду московский закон о тишине – начинаю не раньше десяти утра, заканчиваю не позже восьми вечера. Скажу больше: когда играю на фортепиано, пользуюсь левой педалью, чтобы звук был глуше, а если беру в руки сакс, то ставлю сурдинку…

– Мирные переговоры не пробовали вести?

– Она меня и слушать не хочет.

От гения до настроения

Юный дневальный, вызвавшийся проводить меня от КПП на кафедру духовых и ударных инструментов Московского института военных дирижеров, по дороге многозначительно заметил: «Вениамин Вениаминыч – это человек». Что подразумевал под этим курсант, назвавшийся Николаем, гадать не приходилось. Стоило лишь вспомнить о том, какими глазами смотрят на дирижера его воспитанники, музыканты институтского биг-бэнда, во время многочисленных концертов. Возглавляет этот самобытный джазовый коллектив полковник запаса Вениамин Мясоедов уже почти два десятилетия. За это время биг-бэнд успел несколько раз стать лауреатом московских джазовых фестивалей и победителем международного джазового фестиваля имени Гленна Миллера. Объездил с концертами всю Россию, гастролировал в Белоруссии, Украине, Бельгии. А еще Мясоедов – солист-инструменталист Образцового эстрадно-симфонического оркестра МВД РФ, которым руководит его коллега и большой друг, полковник милиции, заслуженный артист России Феликс Арановский.

Что же касается коллектива, руководимого самим Мясоедовым, то, вообще-то говоря, работа худрука подобного джазового ансамбля представляется сизифовым трудом. Ведь состав оркестра постоянно обновляется – студенты, получив дипломы, уходят в самостоятельное плавание. Да и задумывался этот оркестр, когда создавался в 1969-м, как творческая лаборатория, где курсанты должны постигать азы аранжировки, композиции, импровизации. И конечно – что самое ценное, – обучаться методике работы с биг-бэндами. Брать пример ребятам есть с кого. Пять лет учебы под чутким присмотром маэстро дают им хорошую практику владения мастерством инструменталистов и дирижеров.

– Не жалко терять время на преподавательство? Ведь вы – известный концертирующий саксофонист.

– Надо воспитать смену. Вот мы и готовим дирижеров для оркестров всех силовых структур. Что же касается моих способностей владения саксофоном, то я их – поймите правильно – оцениваю вполне реально. Я не Чарли Паркер и тем более не Майкл Брекер – они определили стиль владения инструментом. Быстро играю? Так этим сегодня мало кого удивишь. Могу ли сыграть вкусно? Да, могу. Могу создать настроение. Мне не дано лишь стать гением жанра, о чем втайне мечтает каждый, кто впервые берет в руки инструмент. Мне вообще непонятно, как еще не оперившегося певца или инструменталиста провозглашают «золотым голосом» или «серебряной трубой». Это медвежья услуга таланту (если он, конечно, имеет место).

К тайнам джаза

– Как вы для себя определяете, кто такой артист?

– Артист – это тот, кто умеет организовать слушателю праздник.

– Что для этого нужно, помимо виртуозного владения инструментом?

– Своим студентам я говорю: в джазе заложена великая тайна, которую, если ты хочешь стать музыкантом, должен обязательно разгадать.

– Наверное, речь, во-первых, идет об искусстве импровизации?

– Это – во-вторых. Кстати, основы импровизации разработаны задолго до нас еще Моцартом и Бахом. Они и их последователи хорошо поработали и над основами гармонии, без которой музыка мертва. К ней джазмены добавили лишь краски. Так вот, во-первых, надо разгадать тайну свинга.

– Посвятите непосвященных в эту тайну.

– Мой курсант, беря инструмент в руки, должен излучать в игре на нем тот ритмический пульс, без которого, опять же, жанр мертв. Не случайно в свое время великий Дюк Эллингтон назвал одну из своих композиций «Без свинга нет джаза»…

– Когда вы впервые почувствовали себя джазовым музыкантом?

– Слишком рано, еще в те времена, когда считалось, что лучше этого не делать. В Мичуринске, где родился и рос, меня обучали в музыкальной школе игре на фортепиано. До поры до времени я отличался лишь тем, что очень любил рисовать, а еще меня называли Мичуриным – за то, что никто не умел лучше воровать яблоки.

Отец сносно играл на мандолине, мама преподавала русский язык в школе. И вот однажды по дороге в музыкальную школу я увидел афишу гастролей Тамары Миансаровой. Через одноклассника, у которого мать работала контролером, напросился на концерт. Больше всего был сражен даже не «Солнечным кругом» великолепной певицы, а ансамблем, который ей аккомпанировал. Помню, не мог оторвать глаз от ударника – знаменитого Александра Гареткина. От его рук, бешено мелькавших в воздухе, от модных тогда узеньких брючек и высоких ярких носков. Но все это меркло в сравнении с блаженством, испытанным при живом звуке саксофона, который музыкант устанавливал на специальной подставке. Все это так прочно запечатлелось в голове тринадцатилетнего пацана, что моя участь была решена окончательно и бесповоротно. Тут же со школьными друзьями разработали план, как организовать школьный ансамбль, использовав подручный инвентарь в виде пионерского барабана и горна.

Репетировали истово, забросив даже учебу. И вскоре мы уже выступали на городском смотре художественной самодеятельности, где наш ансамбль (сакс, ударные, аккордеон, контрабас и фортепиано) вместе с солисткой-шестиклассницей завоевал первое место. В качестве поощрения нам разрешили играть в только что отстроенном городском кинотеатре «Космос» перед дневными киносеансами. Вечером нас заменяли взрослые, среди которых был мой дядя – тромбонист.

Про маршала и саксофон

– То есть в тринадцать лет вы уже стали зарабатывать деньги?

– Какие деньги?! Даже значительно позже, когда переехал в Москву и поступил в суворовское училище, не думал о них. Главным оставалось – выразить себя в музыке. А тогда в кинотеатре платой нам было разрешение бесплатно смотреть кино.

По-настоящему заболел саксофоном в столице, когда попал на концерт духового оркестра ВМФ. После суворовского я закончил Царицынское областное музыкальное училище по классу кларнета и поступил на военно-дирижерский факультет Московской консерватории – в класс саксофона.

Надо сказать, что открылся этот класс всего за четыре года до моего поступления, так что никто поначалу не держал в голове и мысли, что его выпускники, а тем более студенты, будут играть джаз. Саксофон тогда продолжал быть отовсюду гонимым инструментом, и мне, учитывая естественные сложности холостяцкой жизни в столице, приходилось подрабатывать в кафе, различных подвалах и «горбушке». За что по окончании консерватории и был вместе со своим закадычным другом – тромбонистом Феликсом Арановским наказан «ссылкой» в Закавказский военный округ.

Там старший лейтенант Вениамин Мясоедов служил дирижером духового оркестра местного ракетного соединения, а заодно играл на саксофоне-альте. Шел 1982 год. В Тбилиси на сцене окружного Дома офицеров проходил Всеармейский конкурс духовых оркестров. Возглавлявший жюри маршал артиллерии Василий Казаков был буквально покорен игрой на альт-саксофоне светловолосого худенького Вениамина Мясоедова. После концерта позвал его к себе и без обиняков предложил отбыть в Москву – в распоряжение руководства все того же военно-дирижерского факультета, но теперь в адъюнктуру.

Здесь молодой музыкант прошел все стадии от преподавателя до начальника кафедры духовых и ударных инструментов. Несколько лет назад факультет переехал с Большой Никитской на Беговую, сначала он назывался Московской военной консерваторией, а теперь – институтом военных дирижеров.

…Все, кто знаком с Мясоедовым, поражаются его фанатичной влюбленности в инструмент. С ним он, кажется, никогда не расстается, с ним объездил полмира, в качестве солиста выступал со многими отечественными и зарубежными музыкальными коллективами. Среди последних – оркестр бундесвера, мексиканский оркестр барабанов, оркестр американской морской пехоты.

К слову, об американцах. Творческое знакомство с ними состоялось лет десять назад в бельгийском городке Монс, где проходил фестиваль военных биг-бэндов. С открытой сцены звучали классика и джаз. Естественно, отыграв свое, музыканты не уходили далеко от сцены – хотели повнимательнее присмотреться к тому, чем удивят конкуренты. Но вот на сцене оркестр американского морпеха исполняет знаменитую «Колыбельную» из «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Не удержавшись, невдалеке от сцены Мясоедов тихонько вторит на своем саксе оркестру. Дирижер американцев, уловив посторонний звук, дает команду паре дюжих музыкантов – и вот уже поднятый под руки российский джазмен на сцене. Успех был такой, что публика долго не хотела отпускать его со сцены.

Человек-оркестр

– Вениамин Вениаминович, не секрет, что вас называют человеком-оркестром, настоящим мульти-инструменталистом, так как в совершенстве играете на всех разновидностях саксофонов, кларнетов и многих довольно редких народных инструментах. Кстати, сколько их у вас набралось?

– Полсотни или что-то около того. Флейты, свирели, дудочки, сопилки, жалейки, русские рожки, армянские дудуки, индейские кены, духовые инструменты из Вьетнама и Кореи… На гастролях всегда трачу деньги на подобную экзотику.

– Вы забыли про шотландскую волынку, на которой играете просто виртуозно. Кстати, где берете юбку, которую надеваете во время концертов?

– Мне ее сшили на заказ. Но это, скорее, стилизация под килт – настоящую шотландскую юбку.

– Есть приметы у музыкантов?

– Одна из самых главных – как пройдет генеральная репетиция. Если все отлично, без сучка, без задоринки, – жди беды на концерте…

– Вас называют душой компании, говорят о редком остроумии. Это правда?

– Вы меня, наверное, путаете с моим начальником Феликсом Арановским. Вот у кого юмор фонтанирует. Вспоминаю, как нас, еще молодых курсантов военного факультета консерватории, однажды позвали играть в МГУ на факультет журналистики. Сразу почувствовали, что попадаем не в свою тарелку. Мы – в курсантской форме и сапогах, а они сидят, развалившись, жуют жвачку и громко нас обсуждают. «Стоп, ребята, – говорит Феликс, – музыка подождет, надо разобраться с публикой». О чем он с ней говорил, мы так и не узнали. Знаю лишь, что он не только парировал все их остроты относительно военных, но и рассказал им много нового и очень смешного о нашей армейской жизни. Причем так остроумно, что, услышав бурную реакцию зала, мы за кулисами даже засомневались: а надо ли играть? Словом, после концерта началось братание музыкантов и журналистов, закончившееся под утро…

С тех пор Феликс неизменно блестяще совмещает (конечно, если в этом есть надобность) роли конферансье, дирижера и пианиста.

– Не припомните ли какой-нибудь анекдот про музыкантов?

– Таких анекдотов очень много. К примеру, вот один из них. Саксофониста спрашивают: «Ты бы смог сыграть соло после выпитого стакана? – Смог бы. – А после двух? – Как нечего делать. – А после трех? – После трех не смогу, но продирижирую».

– Это, наверное, и про вас? Вы ведь тоже и дирижер, и инструменталист?

– Знаете, как говорят, сто граммов ребенку никогда не помешают. А тем более музыканту. Не зря ведь многие певцы этим баловались перед выходом к рампе: Шаляпин, Михайлов…

– Читатели «КР» нас не поймут, если не задам еще один вопрос: вы, конечно, сами делаете ремонт в доме?

– Боже сохрани! Вот уж на что не способен. У меня такой девиз: занимайся только тем, что умеешь. Терпеть не могу никакой самодеятельности.

– А жена? Дети?

– Моя Светлана по дому может многое. Сын Юра пошел по моим стопам. Он прапорщик, играет на саксе-баритоне в оркестре милиции. А вот дочь Дина – компьютерщик.

– С женой (по секрету) не бывает конфликтов по поводу ваших домашних экзерсисов?

– Что вы?! Она очень уважает мою профессию. Более того, на нее моя игра действует успокаивающе. Она даже называет ее транквилизатором…

Беседовал Анатолий Журин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация