23:30:44
11 апреля 2021 г.

Палка в колесо жилищного самоуправления

Между собой руководители благополучных обычных – не элитных – ТСЖ и ЖСК частенько шутят: «существуем-де не благодаря помощи московских чиновников, а вопреки ей». И, похоже, сглазили свое хрупкое благополучие.

Рано обрадовались

24 апреля прошлого года вышло постановление правительства Москвы № 299. В преамбуле сказано, что основной его задачей является формирование заинтересованности собственников квартир в создании ТСЖ и обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций разных форм собственности. Вроде бы хорошее намерение, так как сегодня управляющие и эксплуатирующие организации собирают бюджетные средства и деньги москвичей, не особенно заботясь о качестве и количестве услуг, предлагаемых взамен. А тут предполагается, что бюджетная поддержка пойдет через ТСЖ и ЖСК. Здорово! Во-первых, не во всех регионах России такая поддержка существует вообще; во-вторых, можно реально управлять своим домом, точно зная, во что это обходится; в-третьих, можно сэкономить и влиять своими платежами на объем и качество поставляемых услуг.

Но не тут-то было. Авторы и исполнители постановления, на наш взгляд, организовали его исполнение таким образом, что создали почву для дискредитации и последующей ликвидации большинства ТСЖ и ЖСК. В октябре прошлого года об этом говорилось на заседании Координационного совета по развитию жилищного самоуправления при правительстве Москвы. Но всерьез решать проблему в интересах ТСЖ и ЖСК чиновники пока не собираются.

Основным камнем преткновения стали правила наделения жилищных объединений бюджетными субсидиями (дотацией) на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома.

Хоть в лепешку расшибись

Из постановления следует, что для получения субсидии (а речь идет о весьма значимой для любого москвича сумме) необходимо, чтобы каждый собственник, проживающий в ЖСК и ТСЖ, документально доказал свое право на субсидию, то есть наличие у него единственного жилья. Для этого надо съездить и дважды отстоять в очереди в приемных Департамента жилищной политики и жилищного фонда и Федеральной регистрационной службы, предварительно заплатив в Сбербанк сто рублей, сделав ксерокопию паспорта и получив справку в паспортном столе. Опыт показывает, что, учитывая менталитет среднего москвича и его нежелание понимать необходимость этих весьма сложных, трудоемких и дорогих действий, на то, чтобы собрать все это с жителей всего дома, понадобится в лучшем случае не один квартал. Мы, например, в своих домах начали активно собирать документы о единственном жилье с сентября прошлого года и к февралю собрали едва 80 процентов справок. При этом почти забросили заботу о доме, так как собирание отнимало у нас практически все рабочее и нерабочее время. Кстати, десять процентов справок мы вообще не сможем получить, так как люди отсутствуют, живут за городом, находятся за границей. Это означает, что субсидию получим, в лучшем случае, в марте и не в полном объеме, а нам уже в феврале надо расплачиваться с поставщиками услуг «полным рублем» и по новым тарифам, с учетом субсидии. Как быть?

Заметим, что наши ТСЖ и ЖСК находятся в лучшем положении, чем подавляющее большинство ТСЖ, а в особенности ЖСК. Они, в основном, узнали об этом порядке только в конце 2007 года.

Далее… Теоретически справки можно собрать на основании запросов глав управ. Однако не все они готовы это сделать, многие наотрез отказывают в помощи ТСЖ и ЖСК. Такое положение сложилось, например, в районе Чертаново Центральное.

Опять двойной стандарт

Правила получения субсидий, согласно закону, должны быть одинаковы для всех управляющих организаций, в том числе для ДЕЗов. Зная о трудоемкости получения таких справок, загруженности архивов и отсутствии технической возможности получения и обработки таких сведений в электронном виде, с полной уверенностью можем заявить, что ДЕЗы до окончания 2008 года таких справок не получат. А расплачиваться за содержание многих тысяч домов надо. Что же делать? Уверены, что среди руководителей отрасли будет (или уже) принято решение: как в прошлые годы, считать для ДЕЗов единственным жильем то жилье, где москвич зарегистрирован. Такое решение снимает все проблемы, ведь для его реализации нужна только справка из паспортного стола. В своих обращениях к руководителям города мы (руководители десятка ТСЖ и ЖСК, расположенных в Чертаново) трижды просили распространить это решение на ТСЖ и ЖСК, при этом экономика города не понесла бы больших потерь. Но такое решение до сих пор не распространено.

А чем лучше собственники, приватизировавшие свое жилье, собственников, получивших собственность в результате членства в ТСЖ или ЖСК? Почему московские чиновники относят первых к получателям субсидий, а вторых нет?

И почему ДЕЗы получают информацию о собственниках бесплатно, а запрос ТСЖ или ЖСК обходится в 300 рублей за каждую квартиру?

Нам не ясно

Ссылаясь на положение Жилищного кодекса РФ о том, что в доме может быть только одна управляющая компания, власти запретили ТСЖ и ЖСК, зарегистрированным в качестве управляющих организаций, передавать по договору любому контрагенту, например ДЕЗ или любой подрядной организации, действующей на территории, часть управленческих функций. Например, функции технического обслуживания многоквартирных домов. Заметим, что такое решение не в полной мере законно, так как противоречит праву юридического лица заключать любые договора. Это также приведет к тому, что товарищества и кооперативы будут вынуждены создавать свои обслуживающие организации. Если учесть, что в городе с квалифицированными кадрами не густо, то риск аварийных ситуаций возрастет неминуемо.

Бывают случаи отказов организаций – поставщиков услуг, включая подрядчиков ДЕЗ, заключать с ТСЖ и ЖСК договора на тех же условиях, что и с дирекциями. Так, например, для перезаключения договора на поставку электроэнергии, энергетики требуют оформления всей технической и разрешительной документации, хотя речь идет всего лишь об изменении стороны уже действующего договора. Еще осенью прошлого года было обещано решить эту проблему в пользу ТСЖ и ЖСК, но воз и ныне там.

До сих пор во многих районах города ТСЖ и ЖСК насильно заставляют выбрать ДЕЗ в качестве управляющей организации, лишая их законного права сделать свой выбор в пользу лучшего способа управления.

С нашей точки зрения, постановление плохо просчитано в части распределения финансовых затрат по статьям расходов на содержание и ремонт общего имущества. Так, неоправданно завышена ставка на содержание земельного участка за счет снижения расходов на ремонт и обслуживание домовых инженерных систем. Неоднозначно определены обязанности по финансированию уборки и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с придомовой территории. Не ясно, за счет чего будет покрываться разница между реальными затратами на эту деятельность, составляющими сегодня 20 – 25 рублей на квадратный метр площади помещения, и ставкой, принятой правительством Москвы, – 16,69 рубля. Как поступит ДЕЗ в данной ситуации? Он будет изымать эти деньги из благополучных домов и направлять в неблагополучные, т.е. поступать так, как поступала система ЖКХ все прошлые годы.

А про субсидию на содержание земельного участка? Ее в полном объеме передают ГУ ИС. Отсюда так много нареканий москвичей на содержание и уборку прилегающей придомовой территории. А ТСЖ и ЖСК ее получить не могут, ведь в городе существует практика: под разными формальными предлогами не регистрировать права собственников на сформированный земельный участок, несмотря на то, что в этом случае регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Об этом говорится в разъяснениях Минюста России от 21.04.06 г. № 04/3201-Е3.

Мы предлагаем, возможно, нас услышат

Нам представляется разумным учесть при реализации постановления следующие предложения. Предоставить ТСЖ и ЖСК, зарегистрированным в качестве управляющих организаций, право получать бесплатно информацию о наличии второго жилья и регистрации по месту нахождения собственности самостоятельно или по запросу через ГУ ИС. А лучше было бы для всех, в том числе для города, установить, что единственным считается жилье, в котором собственник зарегистрирован, вне зависимости от наличия у него другой собственности. То есть вернуться к практике, которая существовала до апреля 2007 года. Перейти к начислению субсидий на персонифицированные счета граждан с использованием возможностей Городского центра жилищных субсидий, освободив руководителей жилищных объединений от несвойственной им работы. Не связывать размер субсидии со ставкой планово-нормативного ремонта. На наш взгляд, это понятие давно себя исчерпало. Надо установить размер субсидии (дотации) для каждого москвича, прописанного в принадлежащем ему жилье вне зависимости от фактических затрат на содержание и ремонт общего имущества. Надо изъять из ЖК РФ дискриминационные понятия, определяющие: кому положена, а кому не положена субсидия.

Предлагаем созвать внеочередное заседание Координационного совета при правительстве Москвы по развитию жилищного самоуправления и решить все эти вопросы. Причем, не в пользу городских монополистов и чиновников, а в пользу москвичей, объединенных в общественные жилищные формирования.

Марина Логинова, управляющий ТСЖ «Шанц», Вячеслав Смазнов, управляющий ТСЖ «Чертаново-17», Ирина Ногина, председатель правления ЖСК «Чертаново-18», Андрей Карпенко, председатель правления ЖСК «Экспериментальный», Сергей Гавриков, управляющий ЖСК «Пресса»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация