23:30:44
11 апреля 2021 г.

Евгений Рудаков: «Киловатты оптом и в розницу»

ЖКХЕжегодно поднимать тарифы на электроэнергию – не самая лучшая традиция. Поневоле вспомнишь стародавние две копейки за киловатт-час… О том, будет ли наше ближайшее будущее достаточно «светлым», корреспонденту «КР» рассказал Евгений Рудаков, эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий.

«Вилка» для народа

– Евгений Николаевич, монополисты объясняют рост тарифов инфляцией, и сами же очередным витком цен ей способствуют. Каким образом инфляция влияет на стоимость электроэнергии?

– Самым прямым. Рост тарифов на электроэнергию, как и на газ, коммунальные услуги, привязан к росту инфляции, можно сказать, фактически. Тарифы индексируются в начале года не с учетом уровня инфляции за прошедший период, а с учетом прогнозируемой инфляции, тем самым, стимулируя инфляционные ожидания и способствуя росту цен на другие товары и услуги.

До 2006 года включительно правительство РФ проводило жесткую тарифную политику в отношении естественных монополий по методу «инфляция минус», когда рост тарифов был ниже предполагаемого уровня инфляции. Начиная с 2007-го, государство предусматривает некоторое превышение темпов роста тарифов над уровнем инфляции. Иначе говоря, тарифы на электроэнергию, газ и т.д. должны расти быстрее, чем индекс потребительских цен.

Фактически же инфляция в 2007 году составила 11,9 процента вместо ожидаемых восьми, а средний рост регулируемых тарифов для населения не превысил 13 процентов. На 2008-й инфляция вообще ожидалась на уровне семи процентов. Из этого расчета были проиндексированы и тарифы для населения в среднем на 14 процентов. Однако, по многим прогнозам, даже скорректированный до 8,5 процента сценарий Минэкономразвития на 2008 год не удастся выдержать. Поэтому фактически тарифы на электроэнергию на нынешний год проиндексированы с незначительным превышением над уровнем инфляции.

– Каков механизм формирования цены на электроэнергию для населения?

– Исходным документом для формирования тарифов на следующий год является Прогноз социально–экономического развития страны на 2008–2010 годы. Он определяет средний предельный рост регулируемых тарифов. Затем Федеральная служба по тарифам (ФСТ) по своим методикам устанавливает так называемую «вилку» – предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения. Причем делается это по каждому субъекту РФ. Например, для Москвы и области эта вилка составила на 2008 год соответственно 233–237 копеек за кВтч и 202–205 копейки за кВтч. В 2007 году – 206–208 и 176–180 копейки за кВтч. Эти расчеты направляются в Региональные энергетические комиссии (РЭК), которые и устанавливают конечный тариф. В прошлом году для населения в столице и Московской области были утверждены цены по самой высокой планке.

Как правило, конечные тарифы появляются в результате борьбы интересов исполнительной власти региона и энергетических компаний – генерирующих, энергосбытовых. Причем, региональные власти всегда выступают за более низкую планку, но лобби энергетиков зачастую оказывается сильнее.

Замечу, что тарифы для промышленных потребителей растут меньшими темпами, чем для населения. Такая методика призвана изжить «порочную» практику перекрестного субсидирования промышленностью населения.

Свобода – с 2014 года

– Считается, что реформирование электроэнергетики неизбежно приведет к росту цен…

– Цель реформы отрасли – ее разделение на отдельные компании по признаку конкурентных видов деятельности и постепенная либерализация рынков электроэнергии. Иными словами, постепенное движение к свободному ценообразованию на электроэнергию для всех категорий потребителей.

Обратимся к постановлению правительства РФ № 205 от 7 апреля 2007 года «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам». Сектор свободной торговли на оптовом рынке в первом полугодии 2008–го должен составить не менее 15 процентов от прогнозного баланса производства–потребления электроэнергии. Уже с 1 января 2011 года электроэнергия в полном объеме должна будет поставляться по свободным ценам.

Конечно, всех беспокоит, что произойдет с ценами на электроэнергию для населения. В конце 2007 года было принято принципиальное решение о сохранении регулирования розничных рынков для населения и приравненных к нему групп потребителей вплоть до 2014 года. После этого срока розничные цены попадут в прямую зависимость от оптовых.

Собственно, одна из идей реформы в том и состоит, чтобы организовать конкуренцию на рынке между производителями и энергосбытовыми компаниями, которая бы привела к определенному снижению цен.

– Что на сей счет подсказывает зарубежный опыт?

– Во многих странах на этапе реформирования электроэнергетики наблюдался избыток генерирующих мощностей. При переходе к свободному ценообразованию предложение на рынке превышало спрос, это и предопределило временное снижение цен. Но как только проявлялся дефицит генерирующих мощностей, цены начинали расти, причем значительно.

Российская электроэнергетика начала реструктуризацию при уже существующем дефиците предложения, поэтому надеяться, что либерализация российского рынка электроэнергии приведет к снижению цен, не стоит.

– А как же население? Существуют ли какие–нибудь механизмы защиты от необоснованного повышения цен?

– Безусловно. От необоснованного завышения цен на оптовом рынке нас будут защищать регуляторы рынка и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). А одним из основных механизмов защиты населения должна стать уже отрабатываемая в некоторых регионах России «социальная норма потребления». В основе этого механизма лежит принцип расчета нормы потребления. Например, около 50 кВтч в месяц. Их, по идее, должно хватить среднестатистическому гражданину, если он не будет использовать дома мощные потребители тока, например, сварочный аппарат… Расход в пределах этой нормы будет оплачиваться по регулируемому государством тарифу (полностью отпускать розничные цены не планируется даже после 2014 года), а все потребление сверх нормы – по экономически обоснованной рыночной цене. Также планируется сохранить практику льгот практически для всех тех категорий населения, которые сейчас имеют возможность использовать для расчетов за потребленную электроэнергию льготные тарифы.

Ночные постирушки

– Каким образом дефицит генерирующих мощностей может затронуть население?

– Здесь можно рассматривать несколько точек соприкосновения. С одной стороны, всем памятна зима 2005–2006 годов, когда Москва впервые столкнулась с ограничениями энергоснабжения. Тогда они касались только промышленных потребителей.

С другой стороны, во многом именно за счет населения энергетики хотят скорее преодолеть этот дефицит. Ведь что такое дефицит в московском регионе сейчас? Это недостаток генерирующих мощностей в пиковые часы потребления – утром и вечером. Ночью же большинство тепловых электростанций приходится разгружать до технологического минимума. Это связано, прежде всего, с возросшей неравномерностью графика нагрузки из-за увеличения доли непромышленного потребления в регионе.

Поэтому среди населения активно реализуются программы энергосбережения, часть из которых призвана просто сократить объемы потребления (например, за счет замены обычных лампочек накаливания на энергосберегающие). А часть – призвана стимулировать население ценой к тому, чтобы изменить время использования бытовых приборов.

Причем второе направление является приоритетным для энергетиков. Для этого РЭКи устанавливают тарифы для населения со значительной дифференциацией – двухставочные и многоставочные тарифы по времени суток. Те потребители, кто установил двухставочные счетчики (конечно, за собственные средства), используют льготные тарифы в ночное время (с 23.00 до 7.00), а те, у кого установлены многоставочные приборы учета – и в так называемые «полупики» (с 10.00 до 17.00).

Однако, как показывает практика, на установку, например, двухставочного счетчика понадобится около 3 000 рублей. При условии потребления около 300–500 кВтч в месяц на семью из трех–четырех человек и переноса работы энергозатратных бытовых приборов (стиральные и посудомоечные машины, утюги и т.д.) на время ночного льготного трафика, окупаемости счетчика можно добиться менее чем за год.

Использование многотарифных приборов учета – нормальная мировая практика. Она позволяет экономить как населению, так и энергетикам, поэтому советую задуматься об энергоэффективности вашего дома уже сегодня.

О нашем собеседнике

Евгений Николаевич Рудаков родился в 1983 году в Новомичуринске Рязанской области. В 2006-м окончил кафедру «Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Работал инженером-конструктором в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, теперь – эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация