23:30:44
11 апреля 2021 г.

Наталия Лаптева: «И тогда комиссия сказала: «Это некерамично!»

В гостях у звездыТак уж сложилось исторически, что в районе Мясницкой всегда располагались мастерские художников. Здесь работали Василий Поленов, Алексей Саврасов, тут находится училище живописи. И нам весьма приятно входить в мастерскую, что находится в переулке с истинно московским названием – Кривоколенный. Улыбается хозяйка, художник-керамист Наталия Лаптева, улыбаются и играют всеми цветами ее многочисленные изделия.

Здесь была прачечная

– Как удалось заполучить такое помещение в самом центре Москвы? Оно как будто специально для вас?

– Видели бы вы эту комнату восемнадцать лет назад, когда ее предложили в Союзе художников. У МСХ не было денег на ремонт, и на этот подвал никто особенно не претендовал, а у нас с мужем – он тоже художник, выбора не было. Дом дореволюционный, построен Власовым, автором еще нескольких доходных домов в Москве.

– Это тот самый архитектор Власов, что спроектировал Крымский мост и на улице имени которого я живу?

– Нет, тот Александр Васильевич родился в 1900 году, дом был уже построен. Тогда в доходных домах для удобства жителей внизу располагались прачечные. В нашем доме она находилась как раз в том самом помещении, которое нам дали. Мы получили проваленный, подгнивший пол, под которым обнаружился цемент, изъеденный грибком, ободранные стены, с потолка лило. Особенно в этом углу. На третьем этаже жил мужчина, который никак не желал отремонтировать какую-то трубу. И никто ничего не мог с ним поделать, пока жильцы со второго этажа просто не сбежали из своей квартиры, а на их место въехала солидная фирма со своим адвокатом, который очень быстренько заставил упрямца привести в порядок ванную. Течь, которая казалась вечной, прекратилась. Почему этого не мог сделать ДЭЗ – так и осталось загадкой.

– Да, огромную работу пришлось проделать…

– Мы занимались этим четырнадцать месяцев. Полностью заменили пол. Как хозяйка, могу сказать, что крупная плитка очень практична: ее легко мыть, а это при моем занятии приходится делать часто. Совершенно сгнившие оконные рамы с переплетами заменили новыми, без переплетов – стало намного светлее. Переплеты, оказывается, съедают много света. Заменили все трубы, провели освещение…

Шведу повезло

– У вас такие яркие, радостные работы! Скажите, вы и сама такая?

– Не знаю, может быть… Правда, поначалу отдавала предпочтение довольно сдержанным тонам. Когда моя близкая подруга уехала жить в Новую Зеландию, я скучала; тогда появились неяркие по цвету декоративные объемы. А после того как мужа пригласили расписывать храм на Корсике, мы на его гонорар съездили в Италию и Францию.

Это был мой первый выезд за границу. Восхитительные впечатления! Но когда вернулись в Москву, вошла в ступор – ничего не могла делать. Потом – как прорвало! Не могла остановиться – все лепила и лепила, но по-новому. Руки делали совсем другие формы, глаза требовали ярких красок. И даже не лепила, а выкраивала из раскатанных пластов.

– Как этот «лист липы»?

– Да, это декоративное блюдце, в которое к тому же можно и что-то положить: маслины, зелень, например. К сожалению, изделия того периода почти все распроданы. Когда проходила выставка в галерее искусств «Дом Ф.И. Шаляпина», пришел коллекционер из Швеции и хотел купить ее полностью. Мне было жалко, ведь я ее только сделала! Он готов был приобрести даже то, что было разбито, а потом склеено. Это меня подкупило, и пришлось уступить более половины экспозиции.

Агнцы над пропастью

– А что это за вазы с крестами?

– Несколько лет мы с группой художников ездим в Каппадокию. Это в Турции. Однажды попали туда ранней весной, когда отцветали маки. Опадали лепестки, оставались черно-белые крестики тычинок. Много-много крестов. Целое поле. Эта композиция ваз так и называется: «Маки Каппадокии». Вообще-то в ранние века в Каппадокии селились христиане, гонимые из других стран, местные жители относились к ним вполне лояльно. С тех пор сохранилось много храмов, высеченных в скалах с потрясающими росписями внутри. Запомнилась и такая картинка: на самом краю пропасти спокойно пасутся овечки, будто хранимые Богом. Так и появилась вазочка с агнцами и некоторые композиции, навеянные неповторимыми каппадокийскими пейзажами.

– Ваши изделия выставлены в хронологическом порядке?

– Насколько возможно… Многого же нет.

– Все равно заметно, как меняются стили…

– Одно время меня увлекла острота в пластике. В творческой группе, где тогда занималась, проходил просмотр. И, поглядев мои работы, компетентная комиссия вынесла приговор: «Это некерамично! Вообще ни на что не похоже. Можете даже не красить, будет еще хуже».

Зареванная, забрала свои произведения домой. Была зима, и как зимой при авитаминозе вдруг хочется апельсинового сока, покрасила все ярко-ярко: лимонным с синим, фиолетовым с желтым! Выставила снова. Профессора из комиссии пожали плечами, улыбнулись и сказали, что были не правы. Коллекция распродалась моментально. Тогда впервые и сама поняла: у меня есть собственный почерк.

Переломы

– А на этих работах краски снова стали спокойнее…

– Очередной перелом. Мне открылись ангобы – земельные краски (ангоба – декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру материала. – Ред.): охра, коричневые, вяло-зеленые. С ними пришла и новая пластика, и такие волнующие темы, как наша серенькая весна, дождливое лето. К сожалению, эти вещи на верхней полке, сейчас их сниму, и вы увидите, что выглядят они гораздо интереснее: внутри я тоже их крашу, внутренняя часть активно работает на образ.

– Действительно! Оставьте их здесь.

– Нет, скоро придут ученики, надо освободить много места.

– Похоже, перелом и в разговоре. У вас есть ученики?

– Веду группу из десяти человек. Люди самые разные. Одни из них хотят научиться основным приемам, другим просто нравится это занятие – лепят для собственного удовольствия, для дома, друзей. А есть такие, которым хочется просто провести время в интересной компании.

Обычно начинаю с того, что показываю древнюю керамику. Тут и философия, и религия, и быт. Как ни странно, древняя керамика очень похожа на современную. Я редко делаю только декоративные вещи, я прикладник, а не скульптор, мои изделия должны служить.

Стамбульский образец

– Бывают крупные заказы?

– А как же! Делала панно для бассейна в Барвихе. Огромную трехметровую печь для частного дома в Мамонтовке – работала над ней пять месяцев. Отцу хозяйки нравилось наблюдать за моей работой. Сидя в кресле-качалке, попыхивая трубкой, он частенько давал «ценные» советы. Ведь зачастую большие керамические изделия выглядят так, как замыслил художник, только когда приладишь последнюю деталь. Так и получилось, дедушка и хозяйка остались довольны.

– Над чем трудитесь сейчас?

– Начну издалека. Это было в Стамбуле. Старик из антикварной лавки, узнав, что мы с мужем керамисты, вынес нам потрясающую тарелку. Как описать совершенство? Всего-то красные зигзаги и синие точки между ними. А это – небо, весна, счастье! Старик понял, что и мы поняли, но у нас не было денег ее купить, стоила она, конечно, очень дорого. Тогда лавочник принес очень красивый горшок в форме масляного светильника, у которого приклеена отбитая горловина. Потому-то и стоил значительно дешевле. Теперь стоит у меня в спальне, радуя глаз. А я теперь делаю небольшие тарелочки, пытаясь приблизиться к тому стамбульскому идеалу.

Светлана Тихонравова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация