Трамвай, гуляющий сам по себе
Постоянные посетители ВВЦ были немало удивлены, когда обнаружили возле одного из павильонов выросшую за ночь остановку и несколько новехоньких красавцев: автобусы, троллейбус и трамвай. Нет, по территории выставочного центра пока не пустили новые маршруты: здесь проходила первая российская специализированная выставка продукции, технологий и услуг для предприятий городского общественного транспорта «Общественный транспорт – 2009».
Ваши предложения?
Сотни организаций из России и стран ближнего зарубежья приняли участие в выставке, представляя свои предложения по организации движения, оплате проезда, управлению пассажиропотоком. Были продемонстрированы технологии развития сети общественного транспорта, в том числе те, что способствуют снижению издержек и повышению эксплуатационных характеристик при сохранении надежности и безопасности работы.
Различные технологии автоматического диспетчерского управления транспортом, современные радионавигационные устройства, позволяющие моментально установить, где находится транспортное средство, и связаться с ним, транспорт для перевозки малоподвижных категорий граждан, специальные конструкции трамвайных путей, снижающие шум и вибрацию – так разнообразно был представлен на выставке Мосгортранс. Остальные участники оказались немного скромнее, но от этого были не менее интересны. Так, Беларусь, Украина, Петербург представили современные модели трамваев. Украина и Беларусь сделали упор на бесшумность, Питер – на низкопольность, что, без сомнения, удобно для всех, а в первую очередь для инвалидов и пассажиров с детскими колясками.
Одна из компаний представила многофункциональную технологию по автоматизации систем оплаты и учета проезда. Ее единая карта уже объединяет все виды транспорта в Новосибирске, Челябинске, Самаре, Омске, Горно-Алтайске и всей Оренбургской области. По мнению сотрудников компании, такая транспортная карта может пригодиться и в Москве – ведь, например, единый проездной билет для метро и наземного транспорта не может быть использован на монорельсовой дороге или автобусах-экспрессах, идущих из Москвы в область. Их же транспортная карта объединяет не только виды транспорта, но и различных операторов.
Информации – побольше!
Глаза у посетителей выставки разбегались от обилия различной электроники. Комплекс мониторинга специализированных транспортных средств (милиции, скорой помощи, дорожных служб), устройства проверки проездных документов, системы видеонаблюдения, счетчики количества пассажиров…
– В Москве не хватает информации, – говорит представитель компании, предлагающей электронные табло и бегущие строки. – Рекламы, в том числе электронной, достаточно. А вот информации на различных экранах и табло явно мало. Как на улицах, так и в транспорте. Яркие светящиеся крупные буквы и цифры заметит каждый – они необходимы на маршрутах!
Такие легкие рельсы…
В рамках выставки прошла презентация новой межрегиональной общественной организации «Город и транспорт». Она была основана в марте этого года на основе нескольких ранее существующих общественных движений, одно из которых «Москвичи за трамвай». Руководители организации призвали власти учитывать интересы пассажиров общественного транспорта и пешеходов, а не только автомобилистов. По их мнению, сейчас на улицах больших городов необходимо установить приоритет общественного транспорта, добиться гарантированного времени проезда, а также соотношения его цены и качества.
Также общественники выступили за то, чтобы сделать современный легкорельсовый скоростной трамвай альтернативой существующим видам транспорта – он быстрый, экологически безопасный, его строительство обходится относительно недорого, а пропускная способность приближается к метро.
В то же время чуть ранее главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сказал о трамвае так: «Это хороший транспорт, но когда он идет в общем потоке, я не вижу в нем смысла. В Париже на бульварах, носящих имена наполеоновских маршалов, сократили полосы для автомобилей и пустили трамвай. Но мы находимся в разных условиях, для нас такое решение преждевременно. Трамвай оправдан там, где идет в стороне от общей проезжей части».
И такой скоро будет курсировать по столице. В 2012 году в Москве должна появиться линия скоростного трамвая. Пройдет она вдоль всего шоссе Энтузиастов и станет полноценной альтернативой метро. Кстати, строительство трамвайных линий в 10 раз дешевле, чем прокладка метро.
Сейчас обычный трамвай по шоссе Энтузиастов ходит из центра до пересечения с 3-й Владимирской улицей. На всем протяжении полотно будет отделено от проезжей части забором. Линия вообще не будет пересекаться с проезжей частью. В нескольких местах полотно поднимут на эстакады высотой до 5 метров. Быстроту передвижения обеспечат и большие перегоны, на которых трамваи смогут разгоняться до 50 км/час (на наземных участках средняя скорость 25 км/час). Расстояния между остановками составят от 800 м до 1,5 км (как, например, от Новогиреевской улицы до Свободного проспекта). А интервал движения – не более 5 минут. Пассажирские терминалы сделают крытыми, некоторые оборудуют эскалаторами (например, на Свободном проспекте остановка запланирована на эстакаде). Посадочные платформы сделают, как в метро, – на одном уровне с входом в трамвай. Турникеты установят на входе в терминал, а не внутри салона.